Источник — РБК
Рынок систем хранения данных оказался в числе сегментов ИТ, где отечественным вендорам удалось потеснить, если не вытеснить глобальных игроков. Но для серьезной конкуренции на мировом рынке этого может быть недостаточно.
Сегмент систем хранения данных (СХД) в России относится к быстрорастущим, несмотря на кризис. По данным исследования IDC EMEA Quarterly Enterprise Storage Systems Tracker, в 2019 году в денежном выражении объем рынка достиг $508,1 млн, продемонстрировав рост 20% по итогам года. В первом квартале 2020 года сегмент СХД вырос год к году на 38%, превысив показатель в $99,6 млн. При этом в целом ИТ-рынок переживает далеко не лучшие времена. По прогнозам аналитиков IDC, в 2020 году он потеряет более 30%, тогда как год назад вырос всего на 8%. Возможность роста отрасли эксперты связывают с импортозамещением. На данный момент СХД — единственный сегмент рынка, где отечественные игроки смогли обеспечить реальную альтернативу зарубежным решениям. Однако для успеха в глобальной конкуренции этого преимущества может оказаться недостаточно.
Хранение с запасом
Драйвером рынка СХД в России эксперты называют нарастающие темпы цифровой трансформации. В IDC по итогам первого квартала этого года указывали на стабильный спрос со стороны корпоративного сегмента. Точкой роста традиционно выступают финансовый и телекоммуникационный секторы как лидеры цифровизации.
Рост рынка СХД — глобальный тренд, связанный с постоянным увеличением объемов обрабатываемых и хранимых данных во всех отраслях экономики в рамках глобальной цифровизации. Это вынуждает корпоративный сектор инвестировать в инфраструктуру для обеспечения непрерывности и масштабируемости бизнеса, отдавая предпочтение высокопроизводительным и экономически целесообразным СХД.
Егор Литвинов, менеджер по продуктовой линейке систем хранения данных компании YADRO
Подтверждают тренд и представители дистрибьюторов. «2019 год отметился двузначным ростом рынка СХД в денежном выражении — это примерно соответствует росту объема хранимых данных с учетом снижения стоимости хранения за гигабайт, — говорит руководитель направления СМБ департамента «Серверы и СХД» компании «Марвел-Дистрибуция» Дмитрий Кандратович. — Важным для рынка в целом будет тренд на хранение данных в более крупных ЦОД и увеличение доли продаж более дорогих решений».
Ставка на отечественное
Такая ситуация на рынке, разумеется, делает его крайне привлекательным — причем не только для зарубежных вендоров, но и для отечественных производителей, росту которых должна способствовать стратегия импортозамещения, принятая на государственном уровне.
Но пока большого числа сильных российских игроков на рынке СХД нет. «За последние пять лет появились новые российские компании — производители корпоративного сетевого оборудования, систем хранения данных и серверов, ориентированные на построение решений, отвечающих потребностям заказчиков из государственного сектора. Согласно российским законам, такие заказчики обязаны приобретать решения, созданные в России отечественными производителями, — объясняет вице-президент IDC по России и СНГ Роберт Фариш. — Однако, несмотря на очевидный рыночный потенциал, многие из подобных производителей столкнулись с трудностями при масштабировании своего бизнеса за пределы создания базовых технологий или первого крупного государственного контракта».
Основными причинами провалов отечественных вендоров в IDC называют нехватку ключевых компетенций, производственных мощностей и оборотного капитала. Лишь отдельным игрокам удается эти проблемы решить. Так, компания YADRO, по оценке IDC, стала ведущим поставщиком серверов на базе архитектур CISC и RISC, которые традиционно используются для построения критически важных бизнес-приложений, и третьим по объему выручки вендором на рынке всех вычислительных систем, поставленных на территорию России, впервые в истории обогнав иностранных вендоров, традиционно доминировавших в этом сегменте.
Один из факторов успеха компании — запущенный в 2014 году OEM-бизнес: именно он создал финансовый фундамент, позволил нарастить опыт создания и поставки инфраструктурных решений корпоративного уровня и развить компетенции в ходе сотрудничества с глобальными технологическими компаниями.
«Диверсификация источников доходов крайне важна для устойчивости бизнеса, — подчеркивают в IDC. — Российский корпоративный ИТ рынок подвержен периодам кризиса, которые могут парализовать работу компаний, ориентированных исключительно на домашний рынок. С другой стороны, масштабы страны дают возможность выигрывать сравнительно крупные тендеры, но условия платежей по контрактам порой могут быть нетривиальными».
Экспортный потенциал
Развитие отечественных производителей потенциально должно позволить изменить расклад сил не только на российском рынке, но и за его пределами. Именно таким путем в свое время шли и продолжают идти китайские производители, работающие в разных сегментах ИТ-рынка. Сначала — в том числе при помощи госпрограмм поддержки отечественных компаний — она осваивали местный рынок, накапливали компетенции и вырастали до уровня национальных чемпионов, а затем осуществляли экспансию в другие страны. О том, насколько такая стратегия успешна, можно судить, к примеру, по ситуации на рынке смартфонов, где позиции еще совсем недавно мало кому известных китайских вендоров с каждым годом становятся все сильнее.
Отечественная продукция, вопреки распространенному мнению, имеет экспортный потенциал. Хотя у каждого локального рынка есть свои особенности, мировой рынок отличается только масштабом: ведущими конкурентами являются те же глобальные игроки. Поэтому, если местный производитель научился конкурировать на рынке отдельно взятой страны, он окажется конкурентоспособным и за ее пределами.
Не нужно пытаться строить вендора, преимущество которого базируется только на каких-то особых локальных преференциях. Российский рынок, безусловно, уникален, но конкурентный ландшафт практически ничем не отличается от других стран, и чтобы добиться коммерческого успеха своих продуктов, их необходимо создавать способными конкурировать с продуктами мировых технологических лидеров. Мы уже лидируем в отдельных сегментах рынка, среднесрочно мы нацелены на доминирование на российском технологическом рынке и становление компании как национального чемпиона: пространства для роста здесь достаточно. С нашей точки зрения, это минимально необходимый элемент для дальнейшего успеха и на глобальном уровне.
Артем Икоев, директор по технологиям компании YADRO
Отметим, что наращивание несырьевого экспорта объявлено одной из стратегических задач развития национальной экономики. Пока потенциал роста в этой сфере гораздо больше, чем уже достигнутые результаты. Так, объемы российского экспорта технологий в 2019 году достигли максимальных с 2001 года $3,5 млрд, по данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, а поступления от данного сегмента экспорта увеличились год к году в 2,5 раза. Однако доля экспорта технологий в ВВП страны еще мала, как и ИТ-сектора в целом: по итогам прошлого года доля ИТ в ВВП составляла всего 0,9%.