Источник - Ведомости
Секреты шифровальщиков прошлого теперь доступны всем.
Первый в России научно-технологический музей, рассказывающий о криптографии, коммуникации, математике и смежных дисциплинах, познакомит посетителей с уникальной работой шифровальщиков – от давних времен до современности. Многие предметы, объекты, технологии впервые рассекречены и доступны широкой публике.
Событие и вправду неординарное: посетители Музея криптографии, который откроется в Москве 21 декабря 2021 года, погрузятся в тонкости шифрования данных и глубины информационной безопасности.
В 2021 году отмечается 100-летие отечественной криптографической службы. Родилась идея создать такой музей, чтобы широкая аудитория узнала о работе шифровальщиков, об истории этой науки, ее роли в современном мире, – и это первый подобный музей в России.
Лидия Лобанова, директор Музея криптографии
С 1946-го по 1954-й в здании располагалась секретная лаборатория, в которой создавали аппаратуру для шифрования секретной телефонной связи
Музей открывается при поддержке научно-производственной компании «Криптонит» (входит в «ИКС Холдинг»). Компания ведет исследования в перспективных областях развития техники и технологий, работает в таких направлениях, как криптография, телекоммуникации, технологии и решения в области хранения, обработки и управления большими данными, машинное обучение и нейросети, информационная безопасность.
Миссия будущего Музея – вернуть моду на науку и объяснить, что информационная безопасность сейчас касается всех и каждого. Музей криптографии – уникальный для России частный просветительский проект. Мы особенно рады, что Музей откроется в 2021 году, который объявлен Годом науки и технологий».
Вартан Хачатуров, генеральный директор НПК «Криптонит»
Многие предметы впервые появятся в открытом доступе, они рассекречены специально для экспозиции.
Идея организаторов музея – создать в России место, где можно было бы рассказать об успехах отечественной криптографической школы, являющейся одной из ведущих в мире. Долгое время достижения советской и российской науки в этой сфере были закрытыми. Музей ставит задачу изменить эту ситуацию.
А еще благодаря этому культурному учреждению новую жизнь обретет и здание, в котором оно расположено.
Какое-то время здесь находился приют для мальчиков-сирот. А с 1946-го по 1954-й здесь действовала секретная лаборатория, знаменитая шарашка, сотрудники которой, в том числе заключенные, создавали аппаратуру для шифрования секретной телефонной связи. С 1955 года лабораторию преобразовали в научно-исследовательский институт.
Лидия Лобанова, директор Музея криптографии
Кстати, здание построено еще XIX веке, но команде музея удалось спланировать все общественные пространства таким образом, чтобы в них было комфортно находиться посетителям с разными потребностями.
Лидия Лобанова, директор Музея криптографии
Коллекция музея – это несколько десятков экспонатов, документов, а всего в экспозиции более 130 инсталляций. Многие предметы впервые появятся в открытом доступе, они рассекречены специально для экспозиции.
По распоряжению Правительства РФ музей получил в безвозмездное пользование 39 объектов, включая уникальную шифровальную машину М-125. Инсталляция, посвященная этой легендарной машине, также известной специалистам как «Фиалка», – один из центральных и самых больших объектов музея. «Фиалка», или М-125, была изобретена в СССР после Второй мировой войны и несколько десятилетий использовалась странами Варшавского договора.
До 2020 года вся информация об устройстве, даже его внешний вид держались в строжайшем секрете. В музее можно будет в буквальном смысле проникнуть внутрь секретной машины и попробовать зашифровать сообщение.
Разделы музея о работе разведчиков расскажут об их секретах. Инсталляция, посвященная технологии блокчейн, позволит сделать собственное фото с AR-маской и защитить его блокчейном – посетитель по сути создаст собственный NFT-токен.
Также музей продемонстрирует эволюцию средств коммуникации – от телеграфа до радио и телевидения, покажет работу «черных кабинетов» в России XV–XIX веков и даже расскажет о древних способах шифрования, которые использовали и Цезарь, и алхимики.
В проектировании мы отталкивались от того, что наша аудитория – это в основном школьники 13–17 лет, но это не значит, что мы ориентированы только на них. Мы приглашаем в музей всех без исключения, ведь технологии прочно вошли в жизнь каждого современного человека. Мы хотим интересно, легко и понятно рассказать о криптографии нашим посетителям.
Лидия Лобанова, директор Музея криптографии
Посетители будут разгадывать криптографические загадки, научатся подбирать серьезные пароли, которые не взломают злоумышленники, и даже заглянут в будущее – узнают, как изменится криптография после изобретения квантового компьютера.
Мы приглашаем в музей всех без исключения, ведь технологии прочно вошли в жизнь каждого современного человека
Лидия Лобанова, директор Музея криптографии
Музей криптографии станет и пространством для художественных экспериментов. Под руководством куратора и креативного директора экспозиции Анны Титовец здесь будут представлены арт-работы, которые заставят задуматься о возможных будущих сюжетах развития технологического общества и просто насладиться медиаискусством.
В экспозиции можно будет увидеть работы российского медиахудожника Дмитрия Морозова (::vtol::), испанцев Марио Сантамария, дуэта Мартина Надала и Цесара Эскудеро Андалуза, коллектива LAb[au] из Бельгии, Арама Бартола из Германии. В рамках первого временного арт-проекта – выставки «Ваше сообщение отправлено» – мы покажем работы художников Stanza (Великобритания), Дмитрия Морозова ::vtol:: (Россия), Владана Йолера и Share lab (Югославия).
Анна Титовец, куратор и креативный директор экспозиции Музея криптографии
В музее также будут работать лекционный зал, просветительский центр и мастерская. Программа публичных мероприятий предложит курсы и воркшопы для школьников и взрослых, лекции, научные шоу, публичные интервью, кинопоказы и многое другое.
Адрес музея: Москва, ул. Ботаническая, д. 25, стр. 4
Часы работы: Вт-вс, 12:00–21:00
Музей криптографии по задумке создателей станет и пространством для художественных экспериментов