Источник - gazeta.ru
Чат-боты и клиентские роботы уже проникли в нашу жизнь. Скоро появятся не только цифровой ипотечный менеджер, но и цифровой животновод и цифровой сантехник, говорят разработчики. Чем в будущем будет заниматься человек, какие продукты создаются для трансформации промышленности и зачем госуправлению переходить на облачные сервисы, «Газете.Ru» на полях Петербургского экономического форума рассказала вице-президент «ИКС Холдинга» Юлия Шуткина.
— Цифровые профессии сейчас, пожалуй, одна из самых популярных тем, когда речь заходит о рынке труда будущего. Какие профессии будут востребованными завтра?
— Действительно, тема популярна, и неспроста – уже завтра эти профессии кардинальным образом изменят нашу с вами жизнь. Мы уже активно внедряем операционных роботов, которые забирают на себя часть рутинных задач, освобождая рабочее время сотрудников. В разработке у нас сейчас еще более десятка подобных решений, которые в скором времени станут доступны для всех отраслей будущего. К таким специальностям можно отнести офицера кибербезопасности, цифрового ипотечного менеджера, цифрового горожанина, руководителя, госслужащего – список длинный. Вы можете представить себе цифрового животновода? У нас есть и такая разработка. Это существенно облегчает жизнь крупным сельскохозяйственным предприятиям и оптимизирует часть процессов. На стенде «ИКС Холдинга» мы показывали, например, что такое цифровой юрист. Это решение внедряется в партнерстве с компаний «МегаФон», базируется на механизме нейросетей и позволяет применять искусственный интеллект для работы с большим массивом информации при ежедневной работе юриста. По нашим оценкам это сокращает время на поиск и анализ информации до 5 часов в день, высвобождая юридическую службу и предоставляя возможность использования данного времени для более стратегических задач.
В целом примеров того, как рутинные технические задачи могут быть оптимизированы с применением цифровых технологий, очень много. Их цель — облегчить выполнение задач сотрудниками, снять с них часть операционной нагрузки – и каждый работник сможет развиваться творчески, не зацикливаться на текучке, а мыслить масштабно, ставить и достигать новые цели.
— Это еще только теория или уже работающие механизмы?
— Работающие. У нас уже есть совместный кейс с ГК Металлоинвест. От многих предприятий поступают запросы на оптимизацию алгоритмов, поэтому мы постоянно развиваем нашу линейку продуктов.
— То есть искусственный интеллект помогает людям только на предприятиях?
— Нет, мы предлагаем решения сфере безопасности, в сфере бытовых услуг, в сельском хозяйстве. Приходя в банк, уже скоро мы будем видеть цифрового ипотечного менеджера.
Забилась труба? На помощь придет цифровой сантехник, и так далее. Уже в ближайшем будущем практически не останется сфер, в которых нужно будет обходиться без искусственного разума.
— Недавно было объявлено о создании совместного предприятия «Газпром нефтью». Это будет «цифровой нефтяник»?
— В данном направлении наши коллеги уже далеко продвинулись, наша задача на данном этапе — совместно создать российские ИТ-продукты для цифровой трансформации промышленности России. Также наша задача разработать технологический продукт, который модернизирует процесс добычи, переработки и сбыта в индустрии Планы не ограничиваются работой с одним предприятием – по сути, мы говорим о цифровой трансформации целой отрасли экономики. В рамках сотрудничества с «Газпром нефтью» будет создано совместное предприятие. А в ближайшей перспективе наши разработки помогут решить ряд задач по импортозамещению.
— Сотрудничество с IBM является таким же перспективным?
— Безусловно. Мы планируем совместно создавать высокотехнологичные продукты для корпоративных нужд. Прежде всего, на базе нашей компании — лидера среди отечественных разработчиков систем хранения данных — YADRO. Благодаря ей холдинг занимает позицию лидера на отечественном рынке серверов и СХД для корпоративного сектора. IBM же планирует использовать инженерные ресурсы компании YADRO в целях сотрудничества и совместной разработки следующего поколения систем на базе процессоров Power. Это означает, что корпорация мирового уровня признает наши успехи в части разработки собственных серверов и готова использовать нашу экспертизу в рамках разработки собственных технологических продуктов. На самом деле, для российского рынка это уникальный проект.
— Не так часто компании такого уровня используют для разработки своих продуктов внешние команды?
— Вы правы, совсем нечасто. В России других таких прецедентов нет. Тем более если речь идет о совместных с российскими компаниями кейсах. Поэтому соглашением о намерении, подписанным с IBM, мы можем по праву гордиться, это имиджевая, репутационная для нас история. Она наглядно показывает уровень и наших разработок, и компетенцию наших инженеров. То есть мы способны делать продукты на уровне мировых топ-лидеров. Это и престиж нашей страны, в конце концов.
— Отлично, но вернемся на отечественный рынок. Какие цели преследуются в сотрудничестве с Intel и «Мегафоном»?
— «МегаФон» на сегодняшний день — лидер цифровой трансформации в России в сегменте телеком. И компания активно ищет новые рынки, точки роста, для этого ей нужны стратегические партнеры. Наша компания YADRO (входит в «ИКС Холдинг»), работая с Enterprise, корпоративным рынком, с собственными продуктами в части обработки и хранения данных, может помочь «МегаФону» реализовать его стратегию. Для достижения глобальных целей необходима более широкая экспертиза и наработки, которые и могут обеспечить компании Intel и Dell Technologies. Совместными усилиями с упомянутыми компаниями будут разрабатываться инфраструктурные продукты, которые будут доступны в B2B-канале «МегаФона». Это также ускорит реализацию стратегии цифровизации компании «МегаФон», в том числе в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
— Каким будет результат этого сотрудничества?
— Стандартные серверы на базе архитектуры Intel, они будут доступны уже в этом году. В целом, продукты, которые мы намерены производить в рамках альянса, станут архитектурной основой для стратегии «МегаФона». В результате такой кооперации уже в текущем году «МегаФон» сможет предлагать заказчикам продуктовый портфель в своем B2B-маркетплейсе, произведенный YADRO в сотрудничестве с Intel и Dell. Продвижение новых продуктов будет осуществляться за счет разветвленной сети представительств «МегаФона», обширной клиентской базы и их понимания специфики работы на российском рынке. Есть предварительный расчеты по выручке. Ожидаем, что она для «МегаФона» составит не менее 3 миллиардов рублей только за счет новых сервисов.
— Хороший показатель. Соглашения уже подписаны?
— Да, меморандумы уже подписаны.
— Но при этом холдинг сотрудничает не только с высокотехнологичными компаниями. В частности, с группой компаний «Просвещение» — это ведь издательство учебной и педагогической литературы с корнями в советском прошлом. В чем точки соприкосновения?
— На ПМЭФ мы анонсировали создание совместного предприятия «ИТ-Просвещение», оно займется цифровизацией школ. Речь идет о конкретных технологических продуктах, которые оптимизируют процесс образования и управление им. Это проект для нас значимый, он перекликается с одной из глобальных задач холдинга – инвестициями в человеческий капитал, развитие новых технологических продуктов, которые будут двигать отрасль и экономику в целом. Работать с «Просвещением» будем по двум крупным направлениям.
Во-первых, это оснащение школ современным оборудованием, создание «цифровых библиотек», цифровизация школьных пространств, создание уникальных мессенджеров с дополнительными функциями, hr-решения.
Второе направление — это создание инновационных центров в 80 регионах РФ. У нас уже есть реализованный очень успешный Центр инноваций в Старом Осколе.
— Недавно глава Сбербанка Герман Греф сказал, что облачная инфраструктура – один из приоритетов компании в рамках цифрового развития. SberCloud и YADRO (ИКС Холдинг) станут партнерами в развитии этой технологии. Какие решения для облачной инфраструктуры вы видите перспективными?
— Рынок облачных услуг в России только формируется, наша страна занимает всего 1% от мирового рынка.
Нам еще есть над чем работать. В этом есть и плюсы: мы можем создавать инфраструктуру «почти с нуля», сразу по самым высоким стандартам, учитывая те требования к безопасности, которые есть сейчас и будут в будущем. Востребованы будут все виды «облачных» услуг: SaaS (software as a service), IaaS (infrastructure as a service), PaaS (platform as a service). Мы совместно со SberCloud сконцентрируемся на создании отечественных программных и аппаратных продуктов. Они позволят в конечном итоге создать безопасную и надежную инфраструктуру для государственного управления. И для цифровой экономики в целом.
— И для страны в целом?
— Именно. У российских госструктур есть четкий запрос на разработку и внедрение отечественных аппаратных решений. Такая задача стоит и в рамках импортозамещения. Именно в этом направлении мы и будем работать. Уже есть продукт, который мы в скором времени сможем предложить клиентам SberCloud. А наше сотрудничество и обмен опытом с лидерами мировой ИТ-отрасли в этом ключе позволит создать широкий спектр технологических продуктов, необходимых для создания комплексной продуктовой линейки, которую хочет иметь Сбербанк.