Rus
Мнения
Создать свою Вселенную

Как технологии завоевывают мир

Пандемия ускорила диджитализацию многих сфер. Благодаря технологиям виртуальной и дополненной реальности сегодня, не вставая с дивана, можно прогуляться по улочкам старинных городов, купить квартиру, «примерить» м одную одежду или «сесть» за руль только что сошедшей с конвейера модели авто.

Вначале были игры

Приручить виртуальную реальность человечество пытается еще с 60-х годов прошлого века. В 1961-м появились первые шлемы виртуальной реальности Headsight для военных, а в 1962-м ученый Мортон Хейлиг запатентовал первый в мире виртуальный симулятор «Сенсорама», погружающий в «кино будущего». С тех пор энтузиасты не прекращали поиски, и сейчас эти технологии доступны любому обывателю. Любой человек со смартфоном может при желании развлечься с «дополненной реальностью» (augmented reality, AR), в которой элементы цифрового мира накладываются на реальный, или купить специальные гаджеты — шлем, очки, перчатки — и полностью погрузиться в виртуальный мир (virtual reality, VR).

Там, где есть большое число вовлеченных пользователей, появляется и бизнес. Долгое время «двигателем прогресса» в AR и VR была игровая индустрия. Именно геймеры стали первопроходцами в использовании специализированных гаджетов и активными потребителями специального контента. Запущенная в июле 2016 года многопользовательская ролевая игра на основе AR Pokémon Go к марту 2019 года была скачана 1 млрд раз.

С AR и VR начали экспериментировать компании совершенно разных профилей — от транснациональных добывающих компаний до небольших издательств и рекламных агентств. В 2018 году, согласно подсчетам PwC, объем общемирового рынка VR составил $2,2 млрд, а количество используемых специализированных устройств достигло почти 50 млн. В исследовании Digital Leader, PwC, IDC и КРОК «Технологии 2030» AR и VR названы в числе технологий, которые коренным образом изменят бизнес в ближайшие 10 лет, наряду с искусственным интеллектом, интернетом вещей и роботизацией процессов.

В погоне за впечатлениями

Дополненная и виртуальная реальности — это прежде всего яркие эмоции. Они как нельзя лучше подходят для бизнесов, которые эти эмоции «продают», — игры, развлечения, туризм. «Продвижением массовых VR-игр в основном занимаются крупные международные компании, такие как Facebook (владеет разработчиком аппаратного и программного обеспечения для виртуальной реальности Oculus). Эти компании приобретают успешных разработчиков игр и развивают свои платформы дистрибуции VR-контента. Потенциальный рынок постоянно растет: Facebook в мае 2020 года объявила о достижении планки продаж контента в $100 млн за год с момента выпуска беспроводных VR-очков Oculus Quest», — отмечает Сергей Абрамов, председатель совета директоров «Номикс» (компания-разработчик интерактивных AR/VR-приложений и игр).

Появился даже новый формат развлекательных VR-парков. Один из самых крупных — Oriental Science Fiction Valley, открытый в провинции Гуйчжоу в Китае в 2017 году. В Новой Москве за строительство масштабного VR-парка взялась ГК «А101» — под него будет отведена территория площадью 20 тыс. га.

Пандемия нанесла мощный удар по туристической отрасли. Границы закрылись, туры отменились. Самым безопасным способом относительной перемены мест в этой ситуации оказался виртуальный туризм. Для онлайн-путешественников разработано множество приложений — например, сервис Google Earth VR. Существуют приложения со специализацией по отдельным регионам. Так, Национальное агентство Италии по туризму выпустило бесплатное приложение Italia Virtual Reality. «VR-туризм — один из интереснейших трендов, он будет востребован и после снятия ограничений. Например, для посещения тех уголков планеты, куда приезжает слишком много туристов, — уверена директор по стратегическому планированию и инновациям креативного агентства Instinct, ведущая подкаста Hottcast Роксана Бушкова. — Возможно, в будущем виртуальные туристы получат возможность встречаться в VR с реальными жителями, общаться с ними с помощью встроенной нейросети, которая будет автоматически переводить их речь».

Устройства дополненной реальности становятся незаменимыми помощниками для людей, занимающихся спортом, ведущих здоровый образ жизни. Например, «умные очки» в реальном времени выводят информацию о различных показателях спортсмена, «умные зеркала» подсчитывают долю жира и другие показатели в теле человека, приводит примеры гендиректор «Кометрики» (разработчик IT-решений для «умного города» и цифрового бизнеса, входит в «ИКС Холдинг») Дмитрий Петров.

Даже такое деликатное направление, как психология, постепенно начинает осваивать AR и VR. Светлана Драгаева, основатель VIRRY и CEO Fountain Digital Labs, рассказала о проекте Virry Life, платформе для психопрофилактики и пробуждения внутренних ресурсов человека с помощью иммерсивных технологий (от англ. immersive — «создающий эффект присутствия, погружения»). «С помощью шлема дополненной реальности вы оказываетесь в африканской саванне, где „окунаетесь“ в реку вместе с бегемотом, „кормите“ льва или наблюдаете за мартышками. Наш мозг устроен так, что безопасное и позитивное общение с природой позволяет ему расслабиться. В результате человеку достаточно пяти минут погружения в позитивную виртуальную реальность, чтобы почувствовать прилив сил и вернуться к решению повседневных задач. По результатам исследований сотрудников (по данным Сбербанка, HH.ru, Senior Group), после регулярного взаимодействия с Virry Life на 80% улучшились их коммуникационные навыки, на 85% снизился уровень стресса, на 87% повысилась мотивация и на 88% возросла экоосознанность. На 19% увеличилась эффективность рабочего процесса, на 7% выросли KPI сотрудников», — уверяет Светлана Драгаева.

Минимизация затрат и ошибок

Можно подумать, что дополненная и виртуальная реальность — исключительно про спорт, релакс и развлечения. Но это не так. AR и VR помогают крупным промышленным корпорациям экономить миллионы — благодаря исключению ошибок при разработке новых образцов продукции, проектировании зданий и сооружений. В прошлом году Ассоциация виртуальной и дополненной реальности России и СНГ провела исследование по использованию AR и VR на российских промышленных предприятиях. В исследовании участвовали «Газпром нефть», «Евраз НТМК», РЖД, «Сибур» и другие. Как оказалось, чаще всего эти компании используют VR, чтобы без физического прототипирования рассматривать промышленные объекты в виртуальной среде, выявляя проблемы и ошибки на ранней стадии, для создания «цифрового двойника» предприятия, и чтобы обеспечивать удаленное взаимодействие сотрудников в виртуальной реальности, сэкономив время и командировочные бюджеты. AR тоже активно используется: например, наложив цифровую модель на физический объект, можно моментально найти бракованную деталь.

Виртуальная реальность как нельзя лучше подходит для проведения корпоративных обучающих мероприятий. Компании разрабатывают виртуальные тренажеры для персонала, позволяющие воссоздать любую ситуацию на промышленном предприятии, в том числе отработать последовательность действий в случае чрезвычайной ситуации, освоить новое оборудование, пройти курс по повышению квалификации и так далее.

Дмитрий Петров считает, что применение AR-технологий позволяет более наглядно и эффективно донести материал до учащихся. «Наша компания в сотрудничестве с группой «Просвещение» разработала мобильное приложение для нового формата учебных пособий по английскому языку с дополненной реальностью. Мобильное приложение позволяет через камеру смартфона или планшета увидеть маркеры AR на страницах учебника и получить доступ к дополнительному цифровому контенту: учебным аудио- и видеоматериалам, цифровым тренажерам и тестам, рассказал Дмитрий Петров.

Лиана Ханова, основатель Magic Story (создает книги с дополненной реальностью для геймификации чтения), отмечает, что технологии AR очень хорошо помогают удерживать внимание читателя: «97% наших покупателей довольны такими книгами. Вообще книги с AR покупаются чаще, чем без AR. Особенно эти эффекты важны для детей: они внимательнее читают книги и чаще к ним возвращаются».

Продавать на эмоциях

AR и VR постепенно становятся незаменимыми инструментами продаж и продвижения товаров и услуг. Дмитрий Петров из «Кометрики» отмечает, что дополненная реальность активно применяется сразу в нескольких направлениях развития ритейла. Это прежде всего AR-навигация, когда приложение прокладывает клиенту наглядный маршрут до магазина в крупном ТЦ. Распространены просмотр и «примерка» товаров. Пользователь может посмотреть, как интересующий его товар будет смотреться на нем или в его доме. Сервисы IKEA и Made.com позволяют «расставить» в доме новую мебель, Nike — «примерить» обувь, Lego позволяет посмотреть на собранные в AR и анимированные игрушки. Весной 2020 года BMW и агентство MORE запустили новую AR-кампанию: любой мог расположиться в роскошном салоне BMW, не выходя из дома. Для этого нужно было зайти с мобильного устройства на официальный сайт концерна.

При помощи дополненной и виртуальной реальностей можно продавать даже такой сложный «продукт», как квартиры. «Чтобы продавать недвижимость в условиях падения спроса, уже недостаточно статичных изображений. Поэтому все более востребованы виртуальные туры, которые позволяют прогуляться по квартире, посмотреть вид из окна и оценить благоустройство района. Выиграет тот застройщик, который упростит жизнь покупателя, дав ему полную и наглядную информацию о квартире», — говорит Олег Кельник, основатель компании Planoplan (разработчик автоматизированного сервиса для создания виртуальных туров по квартирам в строящихся домах).

Компания Modum Lab и Банк ВТБ пошли еще дальше, предложив клиентам ипотеку в виртуальной реальности. «Клиенты банков и застройщиков могут прогуляться в VR-формате по еще не достроенным квартирам в сопровождении реального консультанта, — рассказал Дмитрий Кириллов, президент Modum Lab. — Еще один проект, разработанный нами для Банка ВТБ, — „Инвестиции“ — превзошел самые смелые расчеты окупаемости: менее чем за полгода банк привлек 86,4 млн рублей инвестиций. В VR-очках клиентам банка предлагается погрузиться в увлекательный аудиовизуальный рассказ об инвестировании. По задумке, обучение инвестированию происходит так: человек при поддержке виртуального консультанта составляет индивидуальный портфель инвестиций, а затем изучает персональные графики, демонстрирующие рост дохода».

С учетом темпов развития технологий компьютерного зрения, производства микродисплеев и специальной оптики, а также скорости передачи данных в перспективе 10 лет можно ожидать массового распространения очков виртуальной и дополненной реальности, сравнимого по масштабам с распространением смартфонов.

Сергей Абрамов из «Номикс» предсказывает появление «третьего измерения»: люди привыкнут к работе с объемным интерфейсом, где можно будет размещать информационные окна по всей сфере обзора. Управлять всем этим человек сможет движением рук — никакие гаджеты и девайсы ему не понадобятся.

Cсылка на источник