Сотрудничество в телекоме:
Как заслужить лояльность абонентов
#МНЕНИЕ
АЛЕКСЕЙ ВЕДИН

Директор по продуктам монетизации сети Nexign

Цифровая трансформация меняет правила ведения бизнеса. Операторы связи не остаются в стороне и стараются трансформировать многие традиционные процессы в своей работе с абонентами. Сегодня они имеют дело с особо требовательной аудиторией, которая не только постоянно потребляет контент, но и создает свой собственный, а также с B2B-клиентами, которым необходима надежная связь для реализации собственных цифровых проектов.
Согласно отчету Cisco и Business Insider Intelligence, мобильный трафик растет огромной скоростью [1] . В прошлом году объем передаваемых мобильных данных по всему миру составлял 19 эксабайт (ЭБ) в месяц; в 2019 этот показатель достигнет отметки в 29 ЭБ в месяц, а в 2020 - 41 ЭБ. К 2021 году ежемесячный трафик данных составит 57 ЭБ. Это означает ежегодный рост на 46%, что неизбежно ведет к увеличению нагрузки на сети операторов связи. Абоненты, рожденные и выросшие в цифровую эпоху, резко негативно реагируют на любые сбои в предоставлении услуг связи: будь то низкая скорость загрузки или ограничение доступа к цифровому контенту.
Оптимизация нагрузки — задача, которую необходимо решить операторам, чтобы остаться конкурентоспособными в эпоху контента. Представьте новое поколение абонентов — разбирающихся в технологиях, хорошо информированных, нетерпеливых и требовательных. Чтобы заслужить их лояльность, необходимо предоставить им максимально быстрый и качественный доступ к контенту или заказу услуг. К счастью, операторы связи могут найти надежных партнеров в лице контент-провайдеров, платформ интернета вещей и провайдеров пользовательских приложений (applications service providers, ASP) – например, социальных сетей, игровых платформ и приложений для заказа такси. Эти участники рынка так же заинтересованы в улучшении опыта конечных пользователей. Согласно отчету OpenSignal State of Mobile Video («Состояние мобильного видео») за сентябрь 2018 года, скорость скачивания — всего лишь один из факторов, влияющих на клиентский опыт [1] . При восприятии видео-контента большое значение также имеют стабильность скорости передачи данных и задержка сигнала.
ОПТИМИЗАЦИЯ НАГРУЗКИ НА СЕТЬ
Решения для управления перегрузками, доступные в некоторых BSS-системах, способны помочь оператору справиться с рядом задач. В частности, они обеспечивают абонентам доступ к приоритетным приложениям в периоды пиковой нагрузки, помогают быстрее справляться с временными неисправностями радиосетей и базовой сети, а также предоставлять улучшенное обслуживание приоритетным категориям абонентов. Однако если операторы связи и контент-провайдеры объединят усилия, у них появится гораздо больше возможностей для достижения действительно высокого качества обслуживания.
Техническим решением, которое лежит в основе такого сотрудничества, служит функция SCEF (Service Capability Exposure Function). Благодаря этой функциональной возможности операторы могут безопасно предоставлять доступ к своей сети и инфраструктуре ряду контент-провайдеров.

При этом качеством обслуживания может управлять не только оператор, но и его партнеры: контент-провайдеры создают новые пакетные предложения и более эффективно управляют предоставлением услуг, делая контент привлекательнее и релевантнее для абонентов.
ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ
Кроме того, новая партнерская бизнес-модель позволяет предоставлять бесплатный трафик для отдельных маркетинговых кампаний. Чтобы привлечь пользователей в первые дни кампании, возможна активация сценариев по спонсируемому трафику, когда часть трафика за абонента будет оплачиваться партнёром. Просмотр рекламы ведет к увеличению доходов от передачи данных внутри сети – это повышает доходы оператора связи, позволяя ему быстрее инвестировать в инфраструктуру. При этом чем больше трафика создают абоненты, тем больше преимуществ от дополнительных услуг получает ASP.

Подобная модель сотрудничества может также улучшить качество распознавания трафика партнеров. Провайдеры передают свои сигнатуры в автоматическом режиме, что позволяет функции применения политики и тарификации (Policy and Charging Enforcement Function, PCEF) на стороне операторов связи использовать специальные политики, управляя скоростью, приоритетом и стоимостью данного трафика для абонента.

Одной из самых обсуждаемых технологий в области цифровой трансформации является интернет вещей (IoT). Тесное сотрудничество между оператором связи и ASP облегчает использование IoT-технологий. Для бесшовной интеграции с сетью оператора связи IoT-платформы используют SCEF как единую безопасную точку подключения, получая доступ к дополнительным возможностям: согласованию временных окон для фоновой передачи данных, пробуждению устройств через отправку SMS, мониторингу событий на сети, технологиям передачи данных без использования IP (NIDD) и массовой рассылки сообщений.
Заключение:
Телеком-операторы продолжают идти по пути цифровой трансформации и ищут способы повысить качество обслуживания без дополнительных инвестиций в инфраструктуру. При этом требования современных абонентов постоянно растут. Но операторы могут работать над этой задачей совместно с теми партнерами, которые так же заботятся о качестве предоставления услуг конечным пользователям. Новая модель сотрудничества с контент-провайдерами позволит операторам укрепить свои позиции на рынке в условиях растущей конкуренции и завоевать лояльность клиентов, значительно увеличив качество обслуживания.