Модуль роста
Как уникальная система сервиса помогает масштабироваться облачным операторам
#МНЕНИЕ
АЛЕКСЕЙ ШЕЛОБКОВ

Управляющий директор
компании YADRO
АРТЁМ ИКОЕВ
Директор по технологиям компании YADRO
Ведущий тренд последних лет — введение в эксплуатацию гипермасштабируемых центров обработки данных. В 2018 году их число увеличилось на 11% и достигло 430 единиц, а к 2020 году их может стать уже 500. Драйвером роста стал постепенный отказ многих компаний от содержания собственных «железных» серверов в пользу облачных сервисов и покупки виртуальных машин для своих нужд.
Облачные операторы предоставляют потребителям услугу IaaS (Infrastructure as a Service) — инфраструктура в качестве сервиса. Это целая экосистема, позволяющая запускать виртуальные машины, объединять их и использовать дисковое пространство для хранения данных. При всей простоте идеи, IaaS труден в реализации. Необходимо создать умную, самоконтролируемую систему, способную распределять нагрузку между сотнями тысяч физических машин. Она должна быть устойчивой к сбоям, но при этом гипермасштабируемой — легко и быстро расширяемой по мере увеличения клиентского спроса на ресурсы. Поэтому любому новому провайдеру облачных услуг необходимо правильно спрогнозировать и обеспечить рост аппаратных мощностей. Именно этот аспект влияет на его выживание на рынке и финансовый успех.
Всего существуют четыре основных сценария решения данного вопроса. В первом оператор полагается на стандартного поставщика «железа». Он получает от него коробки с серверами, сам устанавливает их в стойки внутри ЦОДа, кабелирует, коммутирует, заливает программное обеспечение, конфигурирует его и, наконец, запускает физический сервер в работу.
С момента осознания потребности в оборудовании и до его пуска может пройти от нескольких недель (в лучшем случае) до нескольких месяцев. Соответственно, провайдер не сможет всё это время продавать клиентам новые виртуальные серверы, а значит они уйдут к другому оператору. Всё это недополученная прибыль и сокращение клиентской базы — прямой путь к финансовому краху.

Второй сценарий также предполагает работу с традиционным поставщиком. Но в этом случае провайдер облачных услуг действует на опережение. Прогнозируя рост клиентов и продаж виртуальных серверов, он заранее закупает необходимое оборудование. Однако спрос может колебаться, и «железо» будет простаивать незагруженным работой. Но за него уже заплачено. Требуется делать амортизационные отчисления, выделять бюджет на поддержку, и если новых клиентов нет, то все эти расходы ложатся на плечи старых. Цена на облачные сервисы поднимается, лояльность потребителей падает, они уходят к тем операторам, у кого стоимость услуг ниже. Прибыль сокращается, а издержки растут.

Выходов из этого замкнутого круга всего два. По одному идут глобальные корпорации типа Google — отказ от внешних поставщиков и создание «железного» подразделения внутри себя. Аппаратные и программные команды работают рука об руку. Как итог — программное обеспечение Google в полной мере учитывает особенности оборудования собственной разработки и наиболее оптимально использует его возможности, что даёт высочайшую скорость масштабирования мощностей Google Cloud Platform.

Но есть и альтернативный путь. Это обеспечение совершенно иного и для нашей страны беспрецедентного уровня сервиса — поставка rackscale-продуктов, специально адаптированных под покупателя. Именно по нему и пошли облачная платформа SberCloud и их поставщик физической инфраструктуры компания YADRO, входящая в экосистему «ИКС Холдинга».
В чем специфика подхода?
Разработка долгосрочной стратегии
Как из стартовой точки постепенно перейти к большому облаку
Глубокое объединение производственных процессов двух компаний
В результате SberCloud покупает у YADRO не коробки с серверами, а готовые к работе модули. Они состоят из собранной и многократно протестированной стойки (preassembled rack) со всеми необходимыми компонентами: серверами, системами хранения, коммутаторами и т.д.
Оборудование полностью интегрировано с предварительно развернутым программистами SberCloud софтом
Благодаря этому каждая стойка заранее оптимизирована под конкретный облачный сервис российского провайдера.
Реализация этих мер позволяет сократить время поставки дополнительных мощностей для масштабирования платформы до считанных часов. Такая скорость кажется фантастикой, но и она не предел. Как только у SberCloud появляются новые клиенты, возникает потребность в дополнении парка серверов или систем хранения данных — она удовлетворяется в течение нескольких минут, за счёт предложенной YADRO модели Capacity on Demand — мощность по требованию.

YADRO поставляет оговоренный объем оборудования для SberCloud. Часть его запускается в работу и оплачивается сразу. А другая — остается в запасе. Как только нагрузка на систему возрастает, провайдер вводит в эксплуатацию зарезервированное «железо» и только с этого момента платит за него. Всё это время оно физически доступно, но не активировано. По мере использования резервных мощностей YADRO восполняет их, поддерживая неснижаемый бесплатный запас.


Если бы поставки происходили по двум первым сценариям, то только проведение заказа через отдел закупок и получение всех согласований заняло бы немало времени. Плюс монтаж оборудования и его настройка осуществлялись бы прямо в ЦОДе, силами инженеров SberCloud. Все затраты времени от момента появления потребности в серверах и до их запуска в работу ложились бы на облачный сервис. В модели же взаимного партнёрства компаний YADRO и SberCloud они переносятся на поставщика инфраструктуры, но при этом программисты провайдера по сути участвуют в создании продукта своего дилера «железа», а инженеры YADRO де факто берут на себя аппаратную часть продукта облачного оператора. Это глубочайший уровень интеграции, впервые реализуемый на российском рынке.
Помимо высокой скорости масштабирования своих мощностей такой оптимизированный под оператора облачных услуг сервис позволяет повысить и его надежность. YADRO поставляет стандартный серийный продукт, в котором «железо» и программное обеспечение сочетаются оптимальным для заказчика способом, заранее проверены и отлажены под нужды платформы SberCloud. Загодя подобраны все необходимые спецификации и конфигурации. В результате всё это сокращает дополнительные издержки на обслуживание и электроснабжение оборудования. Расходы снижаются, и цена сервисов для конечных клиентов SberCloud падает.
Подводя итог:
У этой истории есть потенциальное продолжение. Пока все rackscale-продукты для SberCloud собираются из компонентов стандартного форм-фактора, например, серверных шасси с процессорами x86, памятью, дисками, сетевым оборудованием. Понимая, что будет происходить с облачной инфраструктурой в будущем, какого типа нагрузки будут на ней преобладать, например, обработка видео или использование машинного обучения на огромных датасетах, такие адаптивные поставщики как YADRO могут предлагать специализированные решения. Среди них и нестандартные форм-факторы, использование графических процессоров, ARM-процессоров, RISC-архитектуры и т.д., так как не все типы нагрузок оптимально реализуются на одном и том же «железе». Гибкий подход глубоко интегрированного поставщика и в этом случае обеспечит своевременное и эффективное масштабирование аппаратных мощностей облачного оператора.

SberCloud оказался самым прогрессивным и открытым к новым формам партнёрства клиентом компании YADRO. Потенциально такая модель поставок и сервиса может быть интересна и другим крупнейшим телекоммуникационным и IT-корпорациям в России. Среди них ПАО «Мегафон» и ПАО «Ростелеком» (проект «Гособлако»).